Законодательное регулирование сельского и винного туризма
В 2025 году в Государственную Думу внесён и в первом чтении поддержан законопроект №1040797-8, направленный на изменение земельного законодательства и закона о виноградарстве и виноделии для развития сельского и винного туризма. Документ предусматривает возможность размещения объектов виноделия и туристической инфраструктуры на землях сельскохозяйственного назначения при соблюдении установленных условий и ограничений.
Второй законопроект, № 1022048-8 направлен на упрощение перевода земель сельхозназначения, не занятых угодьями, под сельский туризм и закрепление сельского туризма как направления развития сельского хозяйства и сельских территорий. Он предполагает комплексное освоение неиспользуемых сельхозземель, не затрагивая собственно сельхозугодья, что даёт фермерам дополнительный доход и диверсификацию бизнеса без сокращения посевных площадей.
Содержание законопроектов
Законопроект по «винному туризму» позволяет виноградарским и винодельческим хозяйствам строить на принадлежащих им или арендуемых сельхозземлях не только винодельни, но и объекты, предназначенные для предоставления услуг в сфере сельского туризма. Такие объекты (гостиницы, дегустационные и иные туристические площадки) должны быть технологически и юридически связаны с винодельней и входить с ней в единый недвижимый комплекс, не меняя целевого назначения земель сельхозугодий. При этом прямо закрепляется запрет на строительство жилых домов и садовых домов на сельхозземлях с виноградниками, чтобы не допустить фактического жилищного строительства под видом туристической инфраструктуры.
Второй, по «сельскому туризму», устанавливает возможность упрощенного перевода земель из категории сельскохозяйственного назначения в рекреацию. Условие -разработка ППТ (проекта планировки территории), и иногда в его составе и ПМТ (проекта межевания территории).
Условия и ограничения
Винный туризм: для использования новых возможностей сельхозучасток должен включать виноградные насаждения, внесённые в соответствующий федеральный реестр и реально используемые для производства винодельческой продукции, подтверждённой сертификатами качества. Правительство в своём отзыве поддержало законопроект при условии доработки ко второму чтению, обратив внимание на необходимость чёткого определения органов контроля, порядка проверки соблюдения условий и особенностей применения норм к населённым пунктам свыше 30 тысяч жителей. Дополнительно предлагается проработать вопрос, чтобы объекты сельского туризма возводились на том же участке, где расположена винодельня, а также уточнить режим сохранения сельхозугодий при размещении на них капитальных строений.
Сельский туризм: комплексный проект предполагает принципиально новую процедуру перевода, на порядок сокращающую сроки. Но и тут есть много вопросов - в тексте предполагается упоминание постановлений Правительства, которые нужно еще проектировать – по требованиям к услуге сельского туризма. Также требуется уточнение полномочий, кто и как будет принимать объекты в эксплуатацию, давать разрешение на строительство, согласовывать ППТ и иные моменты, которые могут как сделать проект нерабочим, так и помочь реальной и эффективное реализации.
Практические выводы для бизнеса и регионов
Для винодельческих и виноградарских хозяйств инициатива открывает возможность комплексного развития территорий: от выращивания винограда и производства вина до формирования туристического продукта «на месте» — с размещением гостей, дегустациями и экскурсиями. Для агротуризма законопроект – коридор легализации и реальная возможность создавать объекты капитального строительства для инфраструктуры туризма.
При этом проекты потребуют тщательной юридической проработки: от проверки статуса земли и наличия виноградников в реестре до корректного оформления единого недвижимого комплекса и соблюдения всех отраслевых требований, отражённых в пояснительных записках к законопроекту. Для регионов и муниципалитетов это инструмент привлечения инвестиций, создания рабочих мест и продления сезона пребывания туристов в сельской местности, при условии выстраивания понятных процедур согласования и контроля землепользования.
Рекомендации для проектов
С учётом обсуждаемых на экспертном уровне мер стимулирования (например, точечные налоговые льготы для новых форматов сельского туризма) бизнесу важно заранее оценивать сценарии государственной поддержки и требования к отчётности, которые, как правило, фиксируются в пояснительных записках и подзаконных актах. Такая подготовка снижает регуляторные риски и позволяет быстрее переходить от идеи «винного маршрута» к работающему комплексу с устойчивой экономикой проекта.
Ответы на вопросы
Смотрите комментарии Марины Ненароковой в программе "Утро России".